Полезная информация

Роль регулятора на рынке банковских услуг

Из доклада Пономаревой Антонины Дмитриевны, начальника экономического отдела ГУ ЦБ РФ по Кировской области.

Тема доклада: «Роль регулятора на рынке банковских услуг».

Банк России, осуществляя банковское регулирование и банковский надзор, реализует главную цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы и защиту интересов вкладчиков и кредиторов.
Вопросы надзора по направлениям деятельности в Банке России курируют соответствующие департаменты, в том числе с 03.03.2014 года создана служба, которая непосредственно ведет вопросы качества предоставления населению банковских услуг – это Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров; данная служба будет рассматривать жалобы и обращения потребителей финансовых услуг и инвесторов.
Наиболее востребованными  населением банковскими услугами являются:

Вклады граждан.
Банк России, в целях устойчивости банковской системы, мониторит процентные ставки по вкладам граждан. Существует расчетная максимальная процентная ставка по вкладам; расчет ведется по десяти крупнейшим кредитным организациям страны.
С 3 марта данная ставка составляет 8,35% +2%; действовать будет до следующей публикации – (любой гражданин может видеть их на сайте Банка России).
Суть в том, что если ставки по вкладам, предлагаемые конкретным банком, превышают установленные пороговые значения, то вкладчику стоит немного призадуматься. Данный банк проводит агрессивную политику на депозитном рынке – для гражданина это сигнал, что существует риск невозврата своих сбережений.

Кредиты физическим лицам.
Банк России держит все вопросы кредитования населения под контролем и регулирует деятельность кредитных организаций в этом направлении.
Банк России своими указаниями обязал банки доводить информацию о полной стоимости кредита до заемщиков банков, рекомендовал дополнительный состав раскрываемой информации при предложении клиентам дебетовых карт с овердрафтом и кредитных карт.
Обращаю ваше внимание, что в связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года федерального закона «О потребительском кредите (займе)»  полная стоимость кредита должна указываться в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора, площадь которой должна составлять не менее 5% площади страницы, причем четким и максимальным шрифтом, из используемых на этой странице.
Кроме того данным законом предусмотрено ограничение среднерыночного значения полной стоимости кредита, которое не должно превышать более чем на одну треть значения по категориям потребительских кредитов, расчет и публикацию которых на своем сайте будет производить Банк России на ежеквартальной основе.
Хотелось бы, чтобы граждане, при выборе банка, в который они пойдут брать кредит, руководствовались не только мотивом – где дешевле, но и оценивали заранее свои финансовые возможности по погашению кредита; сейчас такая возможность у граждан появится, и мы призываем население принять это и делать, чтобы не создавать потом проблемы и банку (когда у него начнет распухать портфель просроченных ссуд и снижаться прибыль из-за роста резервов) и самому гражданину (когда банк будет, и абсолютно правомерно, принимать меры по возврату выданного кредита, в т.ч. через реализацию залога по нему).
Пора понять, что кредит в банке – это такой товар, который нужно вернуть со временем, да еще и заплатить за него, за пользование. Поэтому прежде чем идти в банк за кредитом призываем население оценить свои финансовые возможности по его погашению, тем более сейчас население будет иметь возможность сравнить представленные на рынке кредитные продукты по стоимости.
Любые варианты не платить по кредитам – исключены.

Банковские карты
Принципы взаимоотношений клиента – владельца пластиковой карты и банка определены федеральным законом «О национальной платежной системе». В соответствии с данным законом банк должен направлять клиентам уведомление о каждой транзакции с использованием пластиковой карты; а клиент обязан предоставить банку информацию для связи с ним (т.е. куда эти уведомления направлять) и, по мере необходимости, обновлять ее (обращаю ваше внимание, закон не регулирует способы направлений уведомлений – это определяется договором между банком  и клиентом).
Клиент должен знать, что он получит возмещение  от банка по операциям с банковской картой без его (клиента) согласия, если он (клиент) сообщит банку об утрате карты или ее использовании без согласия клиента  не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции, при условии, что клиент сообщил банку достоверную информацию для связи с ним.
Банк России в рамках работы по информированию населения о рисках, связанных с использованием  банковских карт, повышению финансовой грамотности населения, подготовил Памятку для держателей банковских карт о мерах безопасного использования банковских карт, которую Центральный банк доводил до населения через СМИ, а также до банков для работы с клиентами через информационные стенды.

Возврат к списку